Авиакомпания «Меридиан» расширяет возможности членов экипажа

В современных условиях АО «Авиакомпания «Меридиан» постоянно внедряет инновационный опыт. Одним из успешных примеров реализации новых идей – интегрированная система управления безопасностью полетов и системы менеджмента качества авиакомпании.

Особое внимание в ее работе уделяется выполнению своих функций членами летного и кабинного экипажей воздушных судов, в частности, их взаимодействию друг с другом во время выполнения рейса и с инспекторами при проведении рамповых проверок по Программе Европейского сообщества по оценке безопасности иностранных воздушных судов (Safety Assessment of Foreign Aircraft — SAFA).

С конца 2019 года в авиакомпании «Меридиан» регулярно проходят семинары дополнительной подготовки на тему «Человеческий фактор и взаимодействие в экипаже» для пилотов и бортпроводников авиакомпании. Семинары проводит преподаватель S7 Training Захаров Александр Викторович. Программа семинара разработана для авиационного персонала авиакомпании «Меридиан» с учетом специфики работы сегмента бизнес-авиации и является уникальной.

В программу семинара включены практические упражнения с использованием тренинговых упражнений и порождающих игр. Как показывает практика, порождающие игры являются одним из методов развития профессиональной компетенции, необходимой при принятии решений в стрессовых ситуациях. Один из отработанных игровых кейсов упакован в формат настольной игры «Комэска», в которую играют уже в 17 регионах РФ, включая ближнее зарубежье. Использование игровых методов имеет хороший обучающий эффект на этапе усвоения теоретических знаний, а также при трансформации этих знаний в практические навыки.

В практической части также используются игровые механики для имитации реальных ситуаций проверки инспекторами Программы SAFA.

Максимальная приближённость к ситуации проверки происходит при ролевом проигрывании, где в роли инспектора выступает один из членов летного или кабинного экипажа.

Это дает возможность освоить навык общения с инспектором, не растеряться в любой ситуации и принимать продуктивное участие в ходе проведения инспекции. Таким образом, пилоты и бортпроводники отрабатывают навыки участия в проведении аудитов по Программе SAFA до того, как проверка произойдет в реальности.

Читайте также  Спрос в Европе снижается

«Совместная тренировка пилотов и бортпроводников дает представление о правильном распределении функций всех членов экипажа во время инспекционной проверки с момента появления инспектора на борту самолета авиакомпании.  Это ведет к снижению рисков получить замечания, включая возможно и необоснованные, независимо от особенностей поведения инспектора или его настроя», — прокомментировал Александр Захаров.

Программа SAFA применяется с 1996 года и предусматривает текущий контроль состояния воздушных судов в аэропортах. Входящие в Программу SAFA проверки представлены в виде контрольного чек-листа, содержащего на сегодняшний день 53 пункта, которые охватывают проверку: актуальных документов членов экипажа; судовой документации, руководств, методик и инструкций, которые должны быть в кабине экипажа; оборудования и средств безопасности в кабине экипажа и салоне; перевозимого груза; состояния воздушного судна (внешним осмотром) и пр. Нарушения и замечания делятся на три категории: первая – нарушения с незначительным влиянием на безопасность полета, вторая категория – существенные недостатки для безопасности полетов,  нарушения третьей категории являются самыми тяжелыми – это значительные недостатки, которые выходят за эксплуатационные ограничения и значительно влияют на безопасность полетов. Результаты проверок воздушных судов авиакомпаний суммируются, и авиакомпании присваивается общий коэффициент рейтинга по Программе SAFA. Чем он ниже – тем выше уровень соблюдения требований обеспечения безопасности полетов авиакомпанией.

В настоящее время у АО «Авиакомпания «Меридиан» общий коэффициент рейтинга по Программе SAFA равен 0.